+7 (495) 797-69-14

пн-пт с 9:00 до 18:00

посетить arrow

Как фестивали переводят русскую кухню на современный язык

назад
Как фестивали переводят русскую кухню на современный язык

За два десятилетия фестивали прошли путь от «проморесторанов для больших охватов» до инструмента, который формирует повестку и стандарты рынка. МГФ, MRW, РРФ, Gastreet и IKRA задали правила игры — от фиксированных цен до культурного кода, — а следующий цикл развития определят локальность и сезонность, пейринги и образовательные форматы.


Эволюция российских гастрономических фестивалей в XXI веке — это история о том, как промоинструмент превратился в полноценную индустрию со своими форматами, календарем и влиянием на рынок. Вектор был задан в Москве в нулевые: в 2005 году стартовал Московский гастрономический фестиваль (МГФ), который заложил принципы, ставшие классикой, — сет-меню в ресторане как визитку шефа, акцент на авторском высказывании и при этом доступную цену сета для гостей. С первых лет МГФ фактически легитимировал культуру дегустационных сетов как массовый жанр, а не привилегию исключительно высокой кухни и сделал месяц октябрь сезоном планового знакомства горожан с новыми идеями на тарелке. Организаторы подчеркивают, что именно МГФ «с 2005 года задает тренды», а не просто собирает популярные блюда — это важная содержательная рамка, определившая дальнейшее развитие формата в стране. При этом за фестивалем стояли конкретные люди и решения. Основатель и бессменный президент МГФ (MGF Team) — Игорь Губернский; фестиваль проходил ежегодно, за исключением 2020 года, когда пандемия прервала «традицию октября». Эта связка — лидер-энтузиаст + экспертиза команды + стабильность формата — объясняет, почему МГФ по-прежнему воспринимается как главный городской гастрофестиваль.


Вектор был задан в Москве в нулевые: в 2005 году стартовал Московский гастрономический фестиваль (МГФ), который заложил принципы, ставшие классикой, — сет-меню в ресторане как визитку шефа, акцент на авторском высказывании и при этом доступную цену сета для гостей


Формально и идейно российская фестивальная сцена изначально смотрела на международные образцы. В мировом контексте прототипом общегородских ресторанных акций принято считать нью-йоркскую Restaurant Week 1992 года — тогда Тим Загат и Джо Баум предложили ввести в рестораны «обед из трех блюд» на неделю в разгар съезда Демократической партии; цена обыгрывала год — $19,92. Концепт быстро превратился в регулярное событие, а затем и в Restaurant Month. По словам Трейси Нипорента, который на протяжении 17 лет возглавлял ресторанный комитет Совета по туризму Нью-Йорка, добиться согласия ресторанов на участие в первом фестивале было все равно что пасти стадо кошек. Однако заведения, которые все же приняли участие, были ошеломлены откликом со стороны как приезжих, так и местных жителей. «Мы не ожидали такого энтузиазма», — говорит он. Этот формат — ограниченное во времени и демократичное по цене предложение от лучших ресторанов города — впоследствии тиражировался во всем мире, и российские проекты не были исключением.


«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино, — чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.

В 2010-х Россия прошла быструю фазу масштабирования: рядом с МГФ появились массовые consumer-фестивали и сетевые «недели». Фестиваль «Вкус Москвы / Taste of Moscow» стартовал в 2013-м, вырос в многодневный городской праздник с участием десятков ресторанов, мастер-классами и ярмаркой, менял площадки и в 2018–2019 годах стабильно собирал крупную аудиторию. В августе 2025 года фестиваль «Вкус Москвы» прошел на площадке «Три вокзала. Депо». Это был двухдневный эногастрономический фестиваль, который включал винные мастер-классы, дегустации, гастрономические программы, такие как «Вино, сыр и шоколад», и различные развлечения, например «Винный квартирник на крыше». Таким образом, Taste выступил как мост между ресторанами для гурманов и городским лайфстайл-событием, где еда — ядро, но не единственная точка притяжения.


Отдельную линию развития задала Moscow Restaurant Week (MRW) — летний гастрономический фестиваль от команды MGF Team, который проходит в ресторанах Москвы с 2016 года. Он представляет собой серию тематических мероприятий, где шеф-повара готовят специальные сеты из блюд, объединенных определенной концепцией, а участники могут попробовать их по фиксированной цене. В 2018–2019 годах MRW становилась настоящей городской лабораторией — сотня ресторанов и сотни вариаций блюд в рамках общего манифеста, что идеально иллюстрирует переход от «скидочных недель» к концептуальным гастрономическим программам. В основе концепции каждого года «большая тема» — от «бума тартаров» до Summer Infused (гастрономический диалог с летом, исследующий потенциал сезонных растительных ингредиентов). Главный вызов 2025 года — переосмыслить привычное и создать новый гастрономический тренд, в котором растительные компоненты становятся основой нарратива, а не аккомпанементом. Это признак зрелости: фестиваль перестает быть событием ради охвата новой аудитории гостей ресторанов и концентрируется на продвижении гастрономических идей.


Отдельную линию развития задала Moscow Restaurant Week (MRW) — летний гастрономический фестиваль от команды MGF Team, который проходит в ресторанах Москвы с 2016 года.


Еще одним масштабным событием рынка является Российский ресторанный фестиваль (РРФ), запущенный Александром Сысоевым в 2017-м. Старт был показательно прагматичным: семь городов и фиксированная цена сета, прозрачная коммуникация пользы для гостя, масштабирование по понятному сценарию. Дальше — рост географии и числа участников: к октябрю 2025-го организаторы заявляют тысячу ресторанов в 50 городах страны. Важная деталь концепции РРФ этого года — она сосредоточена на локальном продукте и российском вине. Ресторанам-участникам предлагают сделать сет из четырех и более блюд по цене от 1790 руб. При этом в РРФ одно из этих блюд будет либо местным специалитетом, либо ярким представителем русской гастрономической классики вроде борща, салата оливье или орешков со сгущенкой. К этому же блюду может быть подобран пейринг в виде российского вина. Это показывает, как федеральные фестивали переходят от простого ресторанного промо к формированию вкуса гостей.


Параллельно развивалась b2b-экосистема: в 2015 году в Сочи стартовал Gastreet — международное ресторанное шоу, которое из «лагеря рестораторов» на 572 участника доросло к 2023-му до 6740, а в 2025-м сознательно ввело лимит на количество участников — редкий для рынка жест, сигнализирующий, что качественный нетворкинг ценнее большого количества участников. Внутренняя индустриальная консолидация через Gastreet делает видимой еще одну функцию фестивалей: они учат индустрию работать — от технологии кухни до финансовой модели, от маркетинга до управления сервисом. Это та «невидимая сторона» фестивального движения, которая напрямую влияет на уровень ресторанов, а значит, и на содержание потребительских фестивалей.


Свой след оставил и международный нарратив «большой кухни» — IKRA на «Розе Хутор». С самого старта в 2017 году и по программам 2019 года фестиваль позиционировался как первый российский гастрономический форум международного уровня с миссией популяризировать русскую кухню через haute cuisine: ужины с участием мировых шефов, мастер-классы, дискуссии, apres-ski и акцент на локальном продукте. Фестиваль IKRA сыграл ключевую роль в «переводе» языка высокой кухни на понятный гостю российский контекст — в том числе потому, что предлагал не меню-скидки, а идеи, обсуждения и культурную повестку вокруг тарелки. Это важная «верхняя» планка, которая подпитывает остальную фестивальную экосистему референсами и амбициями.


Свой след оставил и международный нарратив «большой кухни» — IKRA на «Розе Хутор».


Пандемия 2020 года стала стресс-тестом: МГФ сделал паузу — редкое исключение за всю историю проекта, — в Петербурге часть фестивальных активностей временно ушла в доставку, а затем вернулась в офлайн. Этот эпизод показал, что устойчивость формата держится не только на медийном ажиотаже, но и на связи с аудиторией: когда «сеты ради сетов» не работают, выигрывает тот, кто умеет собирать осмысленные предложения и быстро перестраивать логистику.


После пандемии тренды стали понятнее. Во-первых, демократизация через фиксированные цены окончательно стала нормой: РРФ стабилизировал три цены, MRW и МГФ продолжили работать с коридорами цен за сет-меню, благодаря чему шеф-повара не должны были докручивать себестоимость блюд в ущерб качеству. Во-вторых, усилилась регионализация. В том же РРФ-2025 обязательный элемент — блюдо русской кухни или локальный специалитет — плюс связка с российским вином превращают фестиваль в площадку для знакомства с гастрономией регионов, от калиток до дикоросов, без отрыва от городской повседневности. Это программная интеграция локального в меню ресторанов. В-третьих, идет явная «культуризация» фестивалей — выход за пределы гастрономии. Taste of Moscow в 2020-х подчеркивает многоформатность, насыщая программу лекциями, маркетом и музыкой; городские «сезоны» вроде «Золотой осени» у мэрии Москвы добавляют ярмарочный компонент и просветительские блоки, увеличивая охват аудитории. Так формируется внешний контур гастросцены, где ресторан воспринимается как часть городской культуры, а фестиваль — как ее концентрат.


На горизонте ближайших лет можно ожидать усиления трех линий. Первая — углубление локальности и сезонности как языка фестивалей. Пример РРФ с обязательным русским блюдом не дань моде, а осмысленная политика короткой цепочки поставок и понятных вкусов, транслируемая в массовый зал. Вторая — интеграция в гастрономию безалкогольных и low-ABV-пейрингов: тренд очевиден на уровне повседневного потребления и логично будет упакован в фестивальные сет-меню, где напитки — часть сценария. Третья — гибридные форматы обучения гостей и работников зала: мастер-классы, лектории и гастротуры по регионам — то, что делает фестивали «образовательным продуктом» для города (то, что уже много лет нарабатывается на Taste и в городских сезонах). В терминах отрасли это означает переход от «маркетинга скидки» к «маркетингу смысла»: фестиваль становится площадкой, где гости пробуют новые блюда и новые вкусы, а индустрия проектирует будущее вкуса.


Для рынка это будущее — управляемая, зрелая фестивальная экономика. У каждого формата своя роль. МГФ защищает и развивает авторскую кухню и высокий стандарт исполнения сетов; MRW трансформирует тему сезона, предлагая понятные входные билеты в новую повестку; РРФ выдерживает масштаб и стандарты; Gastreet учит, как этим пользоваться, а IKRA говорила, зачем все это нужно — чтобы у русской кухни была не только история, но и современный язык. Этот язык, судя по последним сезонам, становится все точнее и понятнее — и это лучшая новость для гостей и для индустрии.


Источник: www.rbc.ru


Поделиться статьей

Vkontakte Odnoklassniki Twitter